Важной проблемой, особенно для нашей страны с ее холодным климатом, является производство низкозастывающих зимних сортов дизельных топлив. Данная проблема усугубляется тем, что все большая доля нефтей, добываемых у нас в стране, является парафинистыми, т.е. содержащими значительное количество алканов нормального строения. Эти углеводороды характеризуются высокими температурами застывания и негативно влияют на низкотемпературные свойства дизельного топлива.
Самым простым способом решения данной проблемы является снижение температуры конца кипения при производстве топлива с 360°С до 320-280°С, что, однако приводит к значительному уменьшению выхода светлых нефтепродуктов и ведет к значительным финансовым потерям.
Низкозастывающее дизельное топливо получают также в процессах гидрокрекинга и каталитической гидродепарафинизации. Однако такие процессы возможны только на крупнейших НПЗ и требую значительных капиталовложений.
Значительно более простым способом является разбавление дизельного топлива некотором количеством керосиновой фракции. Однако для получения требуемого эффекта требуется вводить керосин в значительных количествах, а это в свою очередь приводит к ухудшению качества топлива: снижению цетанового числа, вязкости, температуры вспышки и ухудшению смазывающей способности. Чтобы топливо сохраняло работоспособность в смеси дизельного топлива с керосином необходимо вводить цетаноповышающие и противоизносные присадки, такие как CHIMTEC C100 и CHIMTEC H200.
Намного более эффективным и менее затратным способом улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива является использование депрессорно-диспергирующих присадок. Депрессорная составляющая присадки предназначена для улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив (предельной температуры фильтруемости и температуры застывания), а диспергирующая - способствует сохранению его седиментационной устойчивости (препятствует расслоению топлива при хранении в зимний период). Компании, занимающиеся производством депрессорно-диспергирующих присадок, обычно имеют в своем ассортименте целый ряд присадок данного типа. Хотя основа у них практически идентична (они представляют собой сополимеры этилена с винилацетатом), они значительно различаются между собой молекулярной массой, содержанием ацетатных и метильных групп, входящих в состав винилацетатных звеньев.
Необходимость такого разнообразия присадок связана с тем, что различные топлива имеют различный углеводородный состав. И присадки на них работают по-разному. В первую очередь на это влияет молекулярно-массовое распределение нормальных парафинов.
Однако определение молекулярно-массового распределения нормальных парафинов возможно далеко не во всех лабораториях. Оценить возможность применения присадки на данном топливе возможно также исходя из его фракционного состава. Максимальная депрессия наблюдается у топлив, отличающихся более широким диапазоном фракционного состава – тех, у кого разница между температурами выкипания 90% и 20% составляет не менее 100°С, а разница между концом кипения и 90% - не менее 20°С.
Однако все представленные методы лишь косвенно указывают на эффективность присадки на конкретном топливе. Для получения гарантированного эффекта требуются лабораторные испытания по подбору присадки и ее концентрации на каждом испытуемом топливе. Большинство предприятий начинают работы по подбору присадки уже в августе для того чтобы подойти к зимнему сезону с нужным продуктом.
Наша компания имеет в своем ассортименте целый ряд эффективных депрессорно-диспергирующих присадок: CHIMTEC 77, CHIMTEC 4220, CHIMTEC 9320, кроме этого мы являемся официальными дилерами концерна BASF и готовы предложить нашим клиентам продукты из линейки Keroflux.
Для разработки готового решения для Вашего предприятия мы имеем возможность подобрать присадку и ее оптимальную концентрацию именно для Вашего топлива в лабораториях РГУ нефти и газа им. Губкина.