Не многие знают, что более 125 лет назад бензин применяли в медицине как антисептическое средство «Лигроин», в качестве масла для моторов использовали простую нефть, а дизель не существовал вообще. И, конечно, о присадках не могло быть и речи.

Но ситуация изменилась в 1919 году, когда для повышения октанового числа авиационного бензина в него стали добавлять «Экстралин» (м-метиланилин), который и стал родоначальником топливных присадок. Позднее, в 1929 году, началось масштабное использование тетраэтилсвинца в качестве антидетонационной присадки, которая применялась после этого практически более 70 лет. А в 1937 году компанией Standart Oil было запатентовала вещество «Ионол», улучшающее химическую стабильность бензинов.

Однако наибольший интерес в области присадок появился у немецких химиков в период Второй мировой войны. Ведь большая часть танковой армии Вермахта состояла из машин, оснащенных карбюраторными двигателями и требующими качественного горючего, похвастаться наличием которого тогда не могли. Поэтому ученые искали пути улучшения имеющегося топлива с помощью специальных добавок – присадок.

Современные требования к свойствам моторных топлив делают применение присадок необходимостью.

Присадка – это органическое вещество, добавляемое в топливо с целью улучшения его эксплуатационных свойств. В качестве основного компонента присадок используются углеводородные и элементоорганические соединения различных типов и классов, также широкое применение в качестве присадок нашли ПАВ и полимеры.

К настоящему времени ассортимент присадок насчитывает около 60 типов присадок к топливам. При этом существуют различные классификации присадок: по видам топлива, для которых они предназначены (для бензинов, для реактивных, для дизельных топлив и др.), по функциональному действию (антиокислительные, депрессорные, антидетонационные и др.), по механизму действия (поверхностный или адсорбционный и др.). Каждая из приведенных классификаций имеет определенные недостатки. Так, классификация по видам топлив приводит к тому, что одни и те же присадки, применяемые в различных топливах, попадают в разные группы. Классификация по функциональному действию присадок является более четкой, но вместе с тем некоторые присадки могут улучшать не один показатель топлив, а целый ряд. Например, большинство противоизносных присадок к реактивным топливам обладает и защитным действием, и предотвращает образование кристаллов льда в реактивных топливах. Использование такой классификации осложняется для многофункциональных присадок. Относительность классификации по механизму действия заключается в том, что действие ряда присадок может проявляться сразу по нескольким механизмам.

В последнее время рекомендуют разделить все присадки на две группы. Первая группа включает в себя присадки, позволяющие сохранить физико-химические и эксплуатационные свойства, присущие самим топливам. Такие присадки называют стабилизаторами (антиокислительные присадки, деактиваторы металлов и др.). В другую, более многочисленную группу объединяют присадки, изменяющие свойства топлив или придающие им новые свойства. Эту группу присадок называют модификаторами. К ним относятся антидетонационные, противонагарные, противоизносные, депрессорно-диспергирующие и некоторые другие типы присадок.

Производство и применение присадок в широких масштабах ограничивается следующими трудностями: - механизм действия большинства присадок изучен недостаточно, поэтому разработка их, особенно на начальных этапах носит эмперический характер; - действие многих присадок определяется химическим составом топлива, что затрудняет разработку присадок, одинаково эффективных в топливах, полученных из различных месторождений.

Кроме высокой эффективности функционального действия, присадки должны соответствовать следующим требованиям: обеспеченность сырьевой базы и невысокая стоимость; улучшая одни, не ухудшать другие свойства топлива; стабильность действия в течение всего времени хранения и применения топлива; быть нетоксичными; обладать хорошей растворимостью в топливе; сгорать в двигателе полностью, не образуя отложений.

Современные требования к свойствам моторных топлив делают применение присадок необходимостью. Причем для каждого топлива могут использовать до 4-5 видов присадок, что значительно осложняет не только их производство, но и применение в связи с несовместимостью (антогонизмом) отдельных присадок между собой. В связи с этим в настоящее время активно ведутся работы по разработке полифункциональных присадок.