Цетановое число для дизельных топлив является одним из основных показателей, характеризующим его воспламеняемость, т.е. определяет период задержки – промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения. Для работы современных дизельных двигателей необходимо, чтобы цетановое число (ЦЧ) для летних дизельных топлив было не менее 51 ед., а для зимних и арктических сортов дизельного топлива - не менее 47 ед. Прямогонные дизельные фракции обычно характеризуются достаточно высокой воспламеняемостью: их ЦЧ могут достигать 54-55 ед. Но ситуация постепенно ухудшается с увеличением глубины переработки нефти и повышением в топливах доли низкоцетановых газойлей деструктивных процессов.

Цетаноповышающие присадки, или так называемые промоторы воспламенения, представляют собой органические азот- или кислородсодержащие соединения, способные инициировать реакции радикально-цепного окисления углеводородов.

Широкое практическое применение получили присадки на основе алкилнитратных соединений (изопропилнитраты [ИПН], циклогексилнитраты [ЦГН], 2-этилгексилнитраты). Также исследовались присадки на основе соединений перекисного типа (диалкил- и диарилпероксиды), однако широкого промышленного они не нашли в связи с более высокой стоимостью производства.

Механизм действия промоторов воспламенения основан на образовании свободных радикалов, в результате легкого распада молекул присадки по связям О-О или О-N, инициирующих воспламенение топлива. Введением промотора воспламенения в топливо в количестве до 0,2% можно увеличить цетановое число топлива на 10-12 единиц.

Приемистость дизельных топлив к промоторам воспламенения значительно зависит от содержания парафинов в топливе: чем выше, тем лучше.

Отечественным предприятиям мы предлагаем присадку – CHIMTEC C 100 разработанную совместно с РГУ нефти и газа И.М. Губкина, а так же качественную продукцию зарубежного производства Kerobrisol EHN (производство концерна BASF), Dodicet 5073 (концерна Clariant).