Ежегодно мировой автопарк только растет. Растет и количество автомобилей с дизельными двигателями. В США потребление дизельного топлива увеличивается на 3,5 – 4 % в год. В Европе спрос на дизельное топливо традиционно высок. Такие особенности дизеля, как экономичность, высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов, и особенно на низких частотах вращения, а также доступность топлив, делают его для многих предпочтительным вариантом.
Однако наряду с бесспорными достоинствами у дизельных топлив долгое время были и свои значительные недостатки. В первую очередь - это большие выбросы сажи и оксидов серы. Сернистые соединения сгорая образуют сернистый газ, который взаимодействуя с водой образует сернистую кислоту — основной источник кислотных дождей.
В последние годы развитие мировой и отечественной нефтепереработки было основано на соблюдении требований к экологической чистоте нефтепродуктов и технологиям их производства. Поэтому требования к содержанию серы в дизельном топливе постоянно ужесточались и опустились с 2000 ppm в советском ГОСТе до 10 ppm в современных топливах экологического класса 5. Все это стало возможно только благодаря внедрению на нефтеперерабатывающих предприятиях высокотехнологичных процессов гидроочистки и гидрокрекинга.
В процессе гидроочистки под воздействие водорода, высокой температуры (350-420°С) и давления (до 2 Мпа) на специальных никель-молибденовых катализаторах происходит удаление не только серосодержащих соединений, но и полициклических ароматических углеводородов, которые снижают цетановое число выпускаемого топлива.
Однако борьба за экологию и миллиардные вложения в строительство установок привели к неожиданным последствиям. В странах Европы где впервые стали выпускаться топлива с ультранизким содержанием серы водители начали массово жаловаться на отказ топливных насосов высокого давления. Оказалось, что сернистые соединения, содержавшиеся в топливе, служили природной «смазкой» для трущих деталей ТНВД и в их отсутствие дорогостоящий механизм быстро приходил в негодность.
Чтобы решить проблему, в кротчайшие сроки были разработаны противоизносные присадки, такие как СHIMTEC H200, позволяющие при введении в минимальных дозировках значительно улучшить смазывающую способность дизельных топлив.
Другим основным процессом для производства экологически чистых топлив является гидрокрекинг. Этот процесс схож с гидроочисткой, но благодаря более высокому давлению (до 5 МПа) позволяет не только удалять сернистые соединения, но и проводить крекинг высококипящих нефтяных фракций. В результате удается значительно увеличить выход экологически чистого низкозастывающего дизельного топлива. Однако даже такое топливо порой не соответствует жестким требованиям для зимних марок. Для того чтобы довести предельную температуру фильтруемости до нормируемых значений используются депрессорно-диспергирующие присадки, такие как CHIMTEC 97 или CHIMTEC 77.
Что же мы имеем в итоге? Введение строгих экологических норм позволило значительно улучшить экологическую ситуацию в странах, где они вводились, однако это потребовало значительных денежных вливаний. Но сочетание высокотехнологичного процессинга и использование современных присадок позволило получать экологически чистые топлива, соответствующие самым жестким требованиям минимизировав при этом финансовые затраты.