В состав автобензинов входят углеводороды различных классов, что определяется как составом перерабатываемого сырья, так и технологией производства. От того, какие соединения входят в состав топлива, сильно зависят его эксплуатационные свойства.

Все современные автобензины производят компаундированием ряда компонентов, получаемых в процессах риформинга, каталитического крекинга, изомеризации и алкилирования. В России в связи с недостаточным количеством мощностей алкилирования основным процессом для получения высокооктановых фракций является каталитический риформинг.

В данном процессе в результате дегидрирования нафтеновых и дегидроциклизации парафиновых углеводородов на специальных полиметаллических катализаторах из прямогонных бензиновых фракций получается риформат, продукт богатый ароматическими углеводородами.

Ароматические углеводороды, такие как толуол или ксилол являются ценным компонентом бензина и позволяют не только повышать октановое число, но и способствуют более полному и равномерному сгоранию топливовоздушной смеси. Кроме этого в процессе риформинга получается значительное количество дешевого водородсодержащего газа, который может быть направлен в процессы гидроочистки или гидрокрекинга.

Однако не смотря на все положительные стороны применения ароматических углеводородов в качестве компонента автобензина, имеются и определенные недостатки. Повышенное содержание ароматических углеводородов может приводить к увеличению склонности автомобильных бензинов к нагарообразованию.

Под воздействием высоких температур ароматические углеводороды претерпевают окислительные превращения и являются основным источником образования нагара.

Также повышенное содержание толуола или ксилола в бензине приводит к увеличению содержания токсичных продуктов в отработавших газах, поэтому Технический Регламент Таможенного Союза регламентирует содержание ароматических углеводородов в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему.

Кроме этого среди ароматических соединений отдельно выделяют бензол, так как он вреден для людей, непосредственно работающих с ним и вызывает ряд серьезных заболеваний. В современных автомобильных бензинах должно содержаться не более 1% бензола.

Бензол наряду с толуолом и ксилолом образуется в процессе каталитического риформинга, поэтому на НПЗ вынуждены прибегать к ряду технологических приемов для ограничения его содержания: повышать температуру начала кипения целевой фракции, использовать экстрактивное выделение бензола, гидрировать бензол с образованием циклогексана и т.д.

Учитывая вышеизложенное, применение даже такого ценного компонента как ароматические углеводороды должно производится взвешенно и с соблюдением всех требуемых норм. Все эти нюансы были учтены при разработке высокооктановых компонентов автомобильного бензина BSK-31 и BSK-63. Ароматические углеводороды, входящие в их состав, позволяют производить качественные и стабильные высокооктановые бензины.